Всё началось с того ...
Всё началось с того, что я решил ушить себе штаны. Тогда было модно носить штаны несколько в обтяжку. У моей мамы были швейная машинка, кусочек мела и булавки. Отметил я булавками, сколько нужно убирать - между ног. Вывернул джинсы на изнанку, нарисовал мелом линию пошива и... В общем, носить, конечно, было можно, но... Не будем о грустном.
В то время, был у моего отца друг один, Саша Казакевич. Отец ему и рассказал как-то, за праздничным столом и под парами, что я брюки ушил. "Ну и как?" - спросил Саша. "Нормально" - сказал я и застыдился, внутренне, сказанному. Но снаружи этого было незаметно, поэтому Саша предложил: "Слушай, мне от моего отца, кожаное пальто досталось по наследству. Хорошее пальто, его комиссарам выдавали. Только оно мне в плечах узковато. А есть у меня ещё сапоги, тоже кожаные. Вот ты из голенищ вырежи и расширь пальто. Там модель Реглан... я заплачу. Что такое "Реглан" я понятия не имел, и немного от этого погрустнел, но последнее слово "заплачу", подняло во мне мораль. Честно говоря, будущее немного пугало меня, и я начал, не очень настойчиво, отказываться. Но Саша настаивал. Эх, доверчивые русские души. Короче, не знаю почему, но я согласился.
Есть у меня одна хорошая подруга - Таня, она тогда, да и сейчас немножко, шила для знакомых и не очень. В моих глазах она была наивысшим авторитетом в области кройки и шитья (про Славу Зайцева, тогда никто ничего не слышал). Первым делом я обратился к ней. В надежде, что она выполнит работу, а я получу деньги. Но не тут-то было. "Отшила" она меня с этим пальто. Почему? Сейчас точно не помню, толи машинка у неё кожу не шила, толи денег я ей не предложил, не важно. Тогда я стал к ней приставать, применив при этом всё моё обаяние, с вопросом "А как это, вообще, можно сшить?". "Очень просто. Берёшь выкройку, накладываешь на кожу, вырезаешь, потом сшиваешь и всё" - отшила она меня, не моргнув. "А, как-нибудь без выкройки, можно?" - робко спросил я. "Нет!" - был ответ. Хорошо ещё объяснила, что такое Реглан.
Ну ладно. Где наша не пропадала? Короче, сшил я пальто. Получилось коряво. Что можно и нужно швы утюгом прогладить, это я только потом узнал. Но свои 25 рублей я заработал, вернее сказать Саша мне их заплатил, по-моему, скрипя сердцем. Через пол года или год мы эмигрировали в Испанию. Тем самым я скрылся от позора. Саша, по моему, пальто это так и не одел ни разу. Во всяком случае, я бы, на его месте, этого не сделал бы.
Приехали, значит, мы в Испанию к моему деду и, как все эмигранты, первым делом столкнулись с вопросом Чернышевского. "Что делать?" и "Как быть?". Должен заметить, что Испания была в то время, да и сейчас не намного продвинулась, страной несколько отсталой и где-то необразованной. Помню, в мои первые приезды в Испанию в начале 70-х, наши родственники считали, что у коммунистов, как их учила церковь, рога и хвост. Поэтому, в мой первый приезд в Испанию, я прошёл тщательное физиологическое обследование, как со стороны моей бабки, так и её сестры. После чего они успокоились. В 83-м году, когда мы эмигрировали, представления о России, были не намного шире. Одна знакомая моего деда, владелица меховых магазинов, считала, что в России настолько холодно, что все ходят в меховых шубах, а по сему прирождённые скорняки. При встрече она меня спросила: "Ты шил когда-нибудь мех?" По-испански кожа и мех называются одинаково. "Да" - ответил я, вспомнив про Сашино пальто. И не покраснел. С того момента у меня появилась работа скорняка. Было мне тогда 27 лет.
Освоил я профессию довольно таки быстро. Помогли годы работы чертёжником и знания по начертательной геометрии (в институте пятёрка была). Пришлось, конечно, лоб себе расколотить. Никто меня мастерству скорняжному не учил. Привели меня в подвал собственного коттеджа. Дали меха, лекала, лезвие бритвы, скорняжную швейную машинку и т.д., и т.п. И вперёд. Твори. Оплата сдельная, по сильно заниженным ценам. Такова участь большинства эмигрантов. Меха, конечно не соболя и даже не кролики, а скрои - корпуса из лисьих кусков, размером 110х220см. Тогда мода на них была большая. Это хорошо для начинающих - дефекты не очень заметны. Наколачивал на столе гвоздями такой отрез, растягивал как можно больше, клал на него выкройку - лекало, обводил шариковой ручкой, вырезал лезвием бритвы, подшивал недостающие куски и отдавал на подшивку коленкора и тесьмы. Работа, которую делали моя мама и жена, потом я всё это сшивал на машинке. Сколько раз я порезал себе палец бритвой? Сколько я сломал иголок от машинки? Не счесть. Походил я в этот подвал с годик, денег никаких не заработал, конечно, но научился более - менее кроить ровно, да шить на машинке, и на жизнь хватало. Мне уже стали доверять более сложную работу - ондатровые скрои, лисьи воротники. Научился собирать "скрой" из песцов, вставлять в них кожу для экономии меха. Стали доверять вещи для ремонта, и т.п.
Надо отдать должное хозяйке магазина - меха у неё были высшего сорта и всевозможные. Увидел я у неё шкуру полярного волка, и мне стало по настоящему страшно. Я сначала подумал, что это медвежья шкура, но потом увидел хвост... и мне стало зябко. От кончика носа до начала хвоста около двух метров, плюс хвост.
Случилось, что принесли мне на ремонт беличью шубу. А на ней места живого нет. Владелица, похоже, даже в бане её не снимала. Потёртая - ужас. На плечах протёрлась от сумки, на локтях от стойки бара, а на лопатках от сиденья автомобиля. И всё до кожи. Про карманы и манжеты я уже и не говорю. Распустил я эту шубу по швам и увидел, что у неё только один нижний воротник не повреждён. Начал я удалять плешивые места (где кожа видна, остальные пришлось оставить, так как иначе пришлось бы всю шубу, кроме нижнего воротника, выбрасывать). Короче перебрал я её полностью, шкурка за шкуркой. И тут, как на зло, пропал куда-то нижний воротник. Ну, всё обыскал. Как вводу канул. Короче говоря, сделал я из длинной шубы куртку в 80 см. А заплатили мне за это копейки, как за обычную шубу три с половиной тысячи песет (27$). Обидно. Да, а через пол года нашёлся нижний воротник в куче обрезков. Я его туда, видно случайно, вместе с обрезками бросил.
Потом хозяйка мне посоветовала купить себе скорняжную машинку, да и перебраться к себе домой. Идея меня не пугала, так как место в доме было для мастерской, а вот денег на машинку нет. Поспрашивал я цены, и оказалось, что самая "навороченная" швейная машинка (простая, что дома портнихи имеют) с вышивкой, программами и т.д., стоит около пятидесяти тысяч песет (тогда ещё песеты были, приблизительно 385$), а скорняжная машинка, индустриальная, которая просто шьёт как оверлок одной нитью, стоит двести пятьдесят тысяч песет (приблизительно 1925$). Задумался я. Тогда мой дед, царство ему небесное, достал все свои сбережения, которые как раз и составляли эту сумму, и отдал их мне. Так было положено начало частному предприятию.
И сделал я у себя в квартире свою первую мастерскую. Проработал я таким способом ещё год. Мастерство моё росло. Я выпускал новые изделия и ремонтировал старые. Стал работать с норкой. Подсказали, как её подготовить и распустить. Выпускал около 100 изделий в год, а платили те же три с половиной тысячи песет за новую шубу и две с половиной тысячи за новую куртку. То есть получалось приблизительно 300.000 песет в год. Не густо, но как-то жили. Как-то раз был у нас в гостях один наш знакомый и посоветовал нам брать заказы на ремонт шуб со стороны. Предложил начать с его тёщи. Пришла женщина, принесла свою каракулевую шубу. Я тогда ещё не ас был по каракулю, но уже не один ремонт имел за плечами. "Сколько это будет стоить?" - спрашивает. Я так подумал - подумал, если мне хозяйка платит три с половиной тысячи за ремонт такой шубы, то, наверное, десять тысяч можно запросить. Запросил. Согласилась. Ушла. Ну, я думаю, много или мало взял за ремонт? Попросил я одну свою знакомую, которую хозяйка не знала, сходить в меховой магазин и спросить, сколько будет стоить подобный ремонт. А от ремонта отказаться под предлогом отсутствия таких денег. Шпионаж, такой, индустриальный провернуть. Пошла. Возвращается. "Тридцать пять тысяч песет", - говорит. Ничего себе!!! Сказал я себе. Так, это, что же получается? Мне три с половиной, а с клиентки тридцать пять. "Добрая тётя". Тут я вспомнил все конспекты по работам Ленина в институте, "Капитал" Маркса, который никогда не читал, но догадывался о его содержании, и мысли мои стали быстро работать совершенно в другом, отличном до сегодняшнего дня, направлении. Так был разрушен "старый мир" и началось строительство "нового мира".
Я решил, в целях конкурентной способности, брать со следующих клиентов по тридцать тысяч песет. Получалось, что за десять таких ремонтов, я получал бы столько же денег, как и за весь год работы на "тётю". Вырисовывающаяся перспектива начинала мне нравиться. Потом я решил повысить свою квалификацию и поступил на курсы кройки и шитья. Специальных, скорняжных курсов, в Испании не было, и нет. Научился строить выкройки по размерам, типовые и фасонные лекала. С каждым годом клиентов становилось всё больше и больше. Я, естественно уделял им больше внимания, чем работе над "хозяйкиными" изделиями. И, в конце концов, перестал на неё работать. А потом открыл свой первый меховой магазин – ателье.
А потом много чего ещё было, но это уже совсем другая история.
Туров Ф.В.
Испания, ноябрь 2007 г.
На главную страницу В уголок друзей